У предприятия существуют всего два основания для списания объектов основных средств (ОС): фактическое выбытие и неспособность объекта приносить организации доход в будущем, (п. 29 ПБУ 6/01).
Для определения способности объекта приносить доход в будущем Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.03 г. N 91н, предписывают создавать на предприятии специальную комиссию, которая определяет целесообразность дальнейшего использования и "доходность" объектов. Предприятие имеет право оформить унифицированную форму N ОС-4 и списать объект со счетов учета только на основании заключения о непригодности данного транспортного средства для дальнейшей эксплуатации и наличии документов, свидетельствующих о прекращении регистрации в органах ГИБДД. Акт формы N ОС-4 является основанием для внесения отметки о выбытии имущества в инвентарной карточке учета объекта ОС. Оформленные в установленном порядке акты о списании автомобиля со всеми приложениями к ним представляются на утверждение руководителю организации или уполномоченному им лицу. По итогам рассмотрения и утверждения представленных документов вносятся соответствующие изменения в инвентарную карточку учета объекта ОС (формы N ОС-6 или N ОС-6б). Инвентарные карточки по выбывшим автотранспортным средствам хранятся в течение срока, устанавливаемого руководителем организации в соответствии с правилами организации архивного дела, но не менее пяти лет (п. 80 Методических указаний).
Теперь рассмотрим момент прекращения начисления амортизации по данному объекту ОС. Поскольку он снят с учета, предприятие потеряло "субъективное" право собственности на данный автомобиль. Вместе с тем отсутствие регистрации в органах ГИБДД не может служить препятствием для начисления амортизационных отчислений и нахождения их в составе объектов внеоборотных активов. Фактическое прекращение прав собственности происходит после выбытия объекта ОС вследствие продажи или списания с баланса предприятия на основании унифицированной формы первичной документации ОС-4.
Следует отметить, что арбитражная практика придерживается аналогичной точки зрения см. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 ноября 2005 г. N А56-44438/2004.
В то же время налоговые органы придерживаются противоположного мнения, согласно которому право собственности на транспортное средство и право его использования для извлечения дохода подтверждаются документами о регистрации транспортного средства в органах Гостехнадзора или ГИБДД. Пунктом 1 ст. 256 НК РФ установлено, что амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено названной главой), используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации.
Налоговые органы основываются на том, что поскольку у предприятия отсутствуют регистрационные документы на объект, то имущество не может быть использовано по назначению (для извлечения дохода), а следовательно, не признается амортизируемым имуществом ст. 256 НК РФ.
Исходя из изложенного можно сделать вывод, что у предприятия возникает разница между бухгалтерским и налоговым учетом, поскольку будет различным момент прекращения начисления амортизации по выбывшему транспортному средству. В бухгалтерском учете начисление амортизации прекращается в месяце, следующем за месяцем снятия автомобиля с баланса предприятия (на основании акта формы N ОС-4), а в налоговом - в следующем за месяцем прекращения регистрации в органах ГИБДД.